ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
в ГБУ АО "Коряжемский детский дом-школа"
Профессиональная ориентация в детском доме - школе представляет собой ряд социально-психолого-педагогических мероприятий с участием специалистов отдельных от детского дома структур. С помощью этих мероприятий выпускник может составлять свой профессиональный план с основной выбранной профессией, включив сюда также запасной вариант, учитывая свои желания, способности и возможности.
Анализ работы за три года показал, какие ошибки и трудности испытывают воспитанники – выпускники детского дома в своем профессиональном самоопределении, позволил наметить возможные направления деятельности по сопровождению.
Решаемые задачи |
Возникающие ошибки и трудности |
Возможные пути разрешения (направления деятельности по сопровождению) |
Поиск необходимой информации |
Отсутствие у воспитанников (искаженная, неупорядоченная) информации о ситуации на рынке труда, неумение соотнести выбор профессии со своим состоянием здоровья, способностей и потребностей |
Повышение информированности об основных понятиях рынка труда, рынка образовательных услуг в Архангельской области, уточнение содержания различных видов деятельности, определение основных требований, предъявляемых профессией к личности, помощь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости |
Накопление социального и профессионального опыта |
Пассивная потребительская позиция воспитанников, отсутствие интересов у воспитанников к представленным профессиональным пробам. |
Расширение осознания собственной ответственности в решении вопросов профессионального самоопределения, поиск и акцентирование личностного смысла социальных и профессиональных проб для дальнейшей жизни |
Определение смыслов (назначения) будущей профессиональной деятельности |
Отсутствие жизненных планов поиска, смысла жизни. |
Разработка жизненных планов и определение смысла жизни.
Активизация социально-профессиональной позиции. |
Формирование положительного отношения к труду |
Недостаточное количество образцов и опыта трудовой деятельности. Неумение воспитанниками получать удовлетворение от полученных результатов.
|
Создание условий для получения опыта успешного осуществления деятельности через систему дополнительного образования. |
Определение профессиональных предпочтений |
Недостаточно сформирован у воспитанников уровень профессиональных интересов и увлечений |
Система работы социального педагога, педагога-психолога, воспитателей. |
Оценка собственных профессиональных интересов |
Отсутствие индивидуальных профессиональных интересов и склонностей у воспитанников. |
Система работы социального педагога, педагога-психолога, воспитателей. |
Оценка собственных возможностей, построение образа "Я" |
Не сформированность способности к самопознанию, не владение методами и способами самооценки, самоанализа, не адекватная самооценка, рассогласование
"Я-реального" и
"Я-идеального" |
Формирование у воспитанников способности к самопознанию через индивидуальные дневники, составление индивидуальной карты на основе самоизучения, диагностики, составление списка достоинств, коррекция самооценки и уровня притязаний |
Изучение внешней социально-экономической ситуации, ситуации на рынке труда, рынке образования |
Не достаточный уровень информированности у воспитанников об экономической ситуации на рынке труда, отсутствие необходимых коммуникативных способностей |
Развитие навыков самостоятельного анализа достоверности получаемой информации через прослушивание радиопередач, просмотр и анализа телепередач. Получение информации (постоянно обновляющейся) через профориентационный уголок «В мире профессий» |
Определение запасного варианта (вариантов) выбора |
Запасной вариант не проработан и нереалистичен, запасному варианту не придается должного значения |
Обозначение значимости запасного варианта, проработка наиболее привлекательных и реалистичных запасных вариантов профессионального выбора |
Настрой на реализацию выбранного варианта |
Социальная незрелость воспитанников, неготовность к принятию решения и новой социальной активности, отсутствие достаточных сил и энергии для осуществления намеченных планов, тревога по поводу возможной неудачи, неуверенность в себе, в собственных возможностях по реализации намеченных планов |
Осуществление профессиональных проб
для расширения социально-профессионального опыта, формирование навыков самоанализа и анализа сущности различных видов деятельности, освоение воспитанниками алгоритма принятия решения и построения профессиональной карьеры, построение конкретных шагов по реализации профессиональных планов, выработка у воспитанников навыков реализации профессиональной карьеры, сдачи экзаменов и т.д. |

На основании выявленных ошибок нами была разработана программа профессионального самоопределения воспитанников детского дома-школы «К будущему готовимся сегодня !»
Цель программы: Создание условий для профессионального самоопределения воспитанников.
Задачи программы:
· Осмысление необходимости трудовой деятельности;
· Развитие потребности трудиться;
· Формирование социальной адаптации воспитанников;
· Овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;
· Анализ перспектив Будущего;
· Развитие способностей строить картину воображаемого будущего, соотнося её с рядом факторов.
Срок реализации программы: 2017-2019 гг.
Целевая группа: воспитанники ГБУ АО «Коряжемский детский дом – школа» 7-9 классы .
Режим занятий: Программа 1 года (для воспитанников 7 -8 класса) включает в себя 20 занятий, проводимых 1 раз в неделю. Продолжительностьзанятий-40 мин.
Программа 2 года (для воспитанников 9 класса) включает в себя 32 занятий, проводимых 1 раз в неделю. Продолжительностьзанятий-40 мин.
Методы реализации программы: 
Ожидаемы результаты:
· Формирование у воспитанников мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;
· Повышение информированности воспитанников об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров на предприятиях Архангельской области;
· Обеспечение профессионального просвещения, профдиагностики, профконсультации воспитанников;
· Формирование у воспитанников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКАМ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
_________________________________________________________________________________________________________________
СТАТИСТИКА
Выпускники Коряжемского детского дома-школы 2013-2017 гг.
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
количество выпускников |
15 |
15 |
15 |
5 |
7 |
число отчисленных из профессиональных учебных организаций |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Профессиональные учебные организации, с которыми взаимодействует Коряжемский детский дом-школа в рамках профессионального обучения выпускников
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Шипицынский агропромышленный техникум |
Шипицынский
агропромышленный техникум |
Коряжемский индустриальный техникум |
ГАПОУ АО "Плесецкий торгово-промышленный техникум" СП п. Савинский |
ГАПОУ АО "Коряжемский индустриальный техникум" |
Коряжемский индустриальный
техникум |
Коряжемский индустриальный техникум |
Красноборский лесотехнический техникум |
ГАПОУ АО "Вельский индустриальный техникум" СП п. Подюга |
ГБПОУ АО "Котласский транспортный техникум" |
Няндомский железнодорожный техникум |
Вельский индустриальный техникум |
Котласский электромеханический техникум |
ГБПОУ АО "Котласский транспортный техникум" |
ГАПОУ АО "Новодвинский индустриальный техникум" |
Архангельский политехнический
техникум |
Плесецкий
торгово-промышленный
техникум |
Котласский транспортный техникум |
ГАПОУ АО "Устьянский индустриальный техникум" |
|
Профессиональное училище №8
п. Пинега |
Красноборский
лесотехнический техникум |
Устьянский индустриальный техникум |
ГАПОУ АО "Котласский электро-механический техникум" |
|
|
Котласский
электромеханический
техникум |
|
|
|
|
Котласский транспортный
техникум |
|
|
|
|
Котласский техникум торговли и общественного питания |
|
|
|
|
Профессиональное училище №21
г. Северодвинск |
|
|
|